Авг 05 2015

Виды памяти у детей дошкольного возраста

виды памяти у детей дошкольного возраста

Виды памяти у детей дошкольного возраста/Малышата. Память – это очень сложный психический процесс.

  • Но без этого процесса очень трудно представить жизнь человека.

Мы получаем информацию о каком-то предмете или событии, обрабатываем ее, создавая, ассоциативные связи и после воспроизводим эту информацию в нужный момент. Виды памяти у детей дошкольного возраста.

Что же мы помним долгие годы?

  • А помним мы то, что нас когда-то очень  поразило, даже может быть потрясло. Например, ярко оранжевый апельсин на снегу, или соседский собака, укусивший нас за ногу.
  • А простую теорему Пифагора или тригонометрические функции кто помнит? И теорема, и функции ушли из нашей памяти. Это потому, что за ними не стоят никакие образы или ощущения.
  • У взрослого человека процесс запоминания уже хорошо отлажен. А у детей нервные импульс и связи только начинают совершенствоваться. И такой процесс требует постоянных тренировок.

Но как улучшить память? Что  для этого нужно делать? 

Ведь хорошая память ребенка  - это залог его успешной учебы в школе.  Постараемся разобраться в этом. А поскольку тема эта очень обширна, то будет несколько статей. Сегодня поговорим о различных  видах памяти.

Итак, виды памяти у детей дошкольного возраста

Существуют такие виды памяти. Это:

  • произвольная; 

Когда и  малышу, и взрослому   для запоминания необходимо приложить некоторые  усилия. Поэтому совершенствовать такую память можно и нужно, начиная с  3 – 4 лет. Простой пример работы  такой  памяти - малыш старательно заучивает стихотворение перед утренником.

  • непроизвольная;  

Такая память начинает работать тогда, когда малыш увидел что-то необычное, интересное. Тогда любое событие запоминается очень легко, без усилий. Именно поэтому занятия для детей лучше  проводить в игровой увлекательной  форме.

               Все мамы знают, что стихи, песни, выражения из любимых мультфильмов как будто  "прилипают" к ребенку. При этом малыш не ставит перед собой цель запомнить песенку из мультика.  Но поскольку она  произвело на него максимальное  впечатление -  запомнилось моментально.

               Прекрасно работает непроизвольная память в игре. Количество слов, которые ребенок запомнил во время игры намного выше, чем, чем количество слов, которые ребенка заставляет запоминать взрослый.

По времени хранения информации память бывает:

  • кратковременная;

Такая  память сохраняет информацию в течение короткого промежутка  времени. Может быть всего 20 -30 секунд.

  • оперативная; 

Такая память сохраняет информацию от нескольких секунд до нескольких дней. Например, Студенты, когда сдают сессию, умудряются за одну ночь «затолкать» в свою память такое количество материала…. Но  все забывают  сразу же  после экзамена.

  • долговременная. 

Такая память сохраняет информацию в течение практически неограниченного срока.

В зависимости от приемов заучивания  того или иного материала существует:

  • механическая память;

Проявляется при многократном повторении материала. При этом ребенок тратит много времени и сил. Но плохо то, что   результаты при этом очень низкие. Ведь такая память, основана на тупом повторении материала без его осмысления. О такой памяти иногда говорят «зазубрил».

  • логическая память (смысловая);

Она включается, когда ребенок пересказывает своими словами сказку, мультфильм. При этом идет логическое осмысление материала. Логическая память возникает позже, чем остальные виды памяти, и является результатом интеллектуальных возможностей ребенка.

По типу запоминаемой информации существует образная память.  Ее подразделяют на:

  • зрительную;

Некоторые дошкольники имеют особый вид зрительной памяти - эйдетическую память (фотографическую). Ребенок, очень четко запечатлевает в памяти некоторые  предметы, потом может их вспомнить до мелочей, он словно фотографирует предмет.

                       Такой памятью обладают только  дошкольники, в младшем школьном возрасте эта способность в основном утрачивается. Но все же  наличие эйдетических образов установлено у некоторых выдающихся художников, музыкантов.

  • слуховую;
  • обонятельную;
  • вкусовую;
  • осязательную;
  • моторно–двигательную;

Она показывает себя уже в младенчестве.  Когда ребенок начинает ловить  руками предметы, учится ползать, бегать, зашнуровывать ботинки, застегивать пуговицы.

                    Эта память помогает ребенку  воспроизводить привычные ему  действия на уровне автоматизма.

  • эмоциональную. 

Она  связана с  переживаниями, которые сопровождали какие-то события. Например, ребенок укололся острым предметом, порезался или обжегся. Согласитесь, очень неприятное впечатление, особенно для малыша. Именно оно способно ненадолго ограничить любознательность крохи.

И запреты взрослых не нужны при этом. Ведь такие ощущения запоминаются  непроизвольно и почти мгновенно. Эта  память самая прочная.

Возможности человеческой  памяти почти  безграничны.

  • Ученые считают,  что взрослый человек способен запомнить до ста тысяч слов.
  • Известны люди, которые обладали просто феноменальной памятью. Так, Александр Македонский помнил имена всех своих воинов.
  • Великий ученый математик А. Иоффе мог с легкостью воспроизвести всю таблицу логарифмов.
  • Сергей Рахманинов и Моцарт могли прослушать произведение всего один раз и тут же его  в точности повторить.
  • Можно только удивляться памяти У. Черчилля, который знал наизусть все произведения Шекспира.

Но давайте не будем удивляться, а будем тренировать память нашего малыша и  свою. О том, как тренировать память ребенка поговорим в следующий раз.

Если Вам была полезна  статья Виды памяти у детей дошкольного возраста, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки ниже. Спасибо!
******

Автор Малышата


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Спасибо!

Комментарии к записи Виды памяти у детей дошкольного возраста отключены

Comments are closed at this time.