Авг 05 2015
Виды памяти у детей дошкольного возраста
Виды памяти у детей дошкольного возраста/Малышата. Память – это очень сложный психический процесс.
- Но без этого процесса очень трудно представить жизнь человека.
Мы получаем информацию о каком-то предмете или событии, обрабатываем ее, создавая, ассоциативные связи и после воспроизводим эту информацию в нужный момент. Виды памяти у детей дошкольного возраста.
Что же мы помним долгие годы?
- А помним мы то, что нас когда-то очень поразило, даже может быть потрясло. Например, ярко оранжевый апельсин на снегу, или соседский собака, укусивший нас за ногу.
- А простую теорему Пифагора или тригонометрические функции кто помнит? И теорема, и функции ушли из нашей памяти. Это потому, что за ними не стоят никакие образы или ощущения.
- У взрослого человека процесс запоминания уже хорошо отлажен. А у детей нервные импульс и связи только начинают совершенствоваться. И такой процесс требует постоянных тренировок.
Но как улучшить память? Что для этого нужно делать?
Ведь хорошая память ребенка - это залог его успешной учебы в школе. Постараемся разобраться в этом. А поскольку тема эта очень обширна, то будет несколько статей. Сегодня поговорим о различных видах памяти.
Итак, виды памяти у детей дошкольного возраста
Существуют такие виды памяти. Это:
- произвольная;
Когда и малышу, и взрослому для запоминания необходимо приложить некоторые усилия. Поэтому совершенствовать такую память можно и нужно, начиная с 3 – 4 лет. Простой пример работы такой памяти - малыш старательно заучивает стихотворение перед утренником.
- непроизвольная;
Такая память начинает работать тогда, когда малыш увидел что-то необычное, интересное. Тогда любое событие запоминается очень легко, без усилий. Именно поэтому занятия для детей лучше проводить в игровой увлекательной форме.
Все мамы знают, что стихи, песни, выражения из любимых мультфильмов как будто "прилипают" к ребенку. При этом малыш не ставит перед собой цель запомнить песенку из мультика. Но поскольку она произвело на него максимальное впечатление - запомнилось моментально.
Прекрасно работает непроизвольная память в игре. Количество слов, которые ребенок запомнил во время игры намного выше, чем, чем количество слов, которые ребенка заставляет запоминать взрослый.
По времени хранения информации память бывает:
- кратковременная;
Такая память сохраняет информацию в течение короткого промежутка времени. Может быть всего 20 -30 секунд.
- оперативная;
Такая память сохраняет информацию от нескольких секунд до нескольких дней. Например, Студенты, когда сдают сессию, умудряются за одну ночь «затолкать» в свою память такое количество материала…. Но все забывают сразу же после экзамена.
- долговременная.
Такая память сохраняет информацию в течение практически неограниченного срока.
В зависимости от приемов заучивания того или иного материала существует:
- механическая память;
Проявляется при многократном повторении материала. При этом ребенок тратит много времени и сил. Но плохо то, что результаты при этом очень низкие. Ведь такая память, основана на тупом повторении материала без его осмысления. О такой памяти иногда говорят «зазубрил».
- логическая память (смысловая);
Она включается, когда ребенок пересказывает своими словами сказку, мультфильм. При этом идет логическое осмысление материала. Логическая память возникает позже, чем остальные виды памяти, и является результатом интеллектуальных возможностей ребенка.
По типу запоминаемой информации существует образная память. Ее подразделяют на:
- зрительную;
Некоторые дошкольники имеют особый вид зрительной памяти - эйдетическую память (фотографическую). Ребенок, очень четко запечатлевает в памяти некоторые предметы, потом может их вспомнить до мелочей, он словно фотографирует предмет.
Такой памятью обладают только дошкольники, в младшем школьном возрасте эта способность в основном утрачивается. Но все же наличие эйдетических образов установлено у некоторых выдающихся художников, музыкантов.
- слуховую;
- обонятельную;
- вкусовую;
- осязательную;
- моторно–двигательную;
Она показывает себя уже в младенчестве. Когда ребенок начинает ловить руками предметы, учится ползать, бегать, зашнуровывать ботинки, застегивать пуговицы.
Эта память помогает ребенку воспроизводить привычные ему действия на уровне автоматизма.
- эмоциональную.
Она связана с переживаниями, которые сопровождали какие-то события. Например, ребенок укололся острым предметом, порезался или обжегся. Согласитесь, очень неприятное впечатление, особенно для малыша. Именно оно способно ненадолго ограничить любознательность крохи.
И запреты взрослых не нужны при этом. Ведь такие ощущения запоминаются непроизвольно и почти мгновенно. Эта память самая прочная.
Возможности человеческой памяти почти безграничны.
- Ученые считают, что взрослый человек способен запомнить до ста тысяч слов.
- Известны люди, которые обладали просто феноменальной памятью. Так, Александр Македонский помнил имена всех своих воинов.
- Великий ученый математик А. Иоффе мог с легкостью воспроизвести всю таблицу логарифмов.
- Сергей Рахманинов и Моцарт могли прослушать произведение всего один раз и тут же его в точности повторить.
- Можно только удивляться памяти У. Черчилля, который знал наизусть все произведения Шекспира.
Но давайте не будем удивляться, а будем тренировать память нашего малыша и свою. О том, как тренировать память ребенка поговорим в следующий раз.
Если Вам была полезна статья Виды памяти у детей дошкольного возраста, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки ниже. Спасибо!
******
Автор Малышата
Похожие статьи:
|
Комментарии к записи Виды памяти у детей дошкольного возраста отключены